ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОЕКТОВ
Организационная схема
Итак, идея
проекта сформулирована и "дело за малым" - требуется найти несколько
миллионов долларов для ее осуществления. Привлечение инвестиций это
в идеале почти всегда кредит по залоговой или беззалоговой схеме. В
беззалоговой схеме кредитования (или схеме с частичным залогом),
часто называемой проектным финансированием, обеспечением
возвратности кредита является сам проект, т.е. денежные потоки,
которые будет генерироваться вновь созданным бизнесом, начиная с
момента, когда этот бизнес начнет работать.
В процедуре прохождения проекта
от идеи до инвестиций, как правило, занято несколько компаний,
каждая из которых выполняет свою функцию. Понимание этой процедуры
дает возможность соискателю понять суть и стоимость этапов
подготовки своего инвестиционного проекта. Поэтому для
начала рассмотрим приведенную ниже организационную схему взаимодействия компаний -
участников процесса получения проектных инвестиций.
Инвестор (банк, финансовая
компания или инвестиционный фонд) разрабатывает
инвестиционную программу -
документ, содержащий критерии отбора инвестиционных проектов и
условия кредитования, поручает финансовому консультанту (своей
уполномоченной компании), провести поиск и отбор инвестиционных
проектов, которые соответствуют критериям этой инвестиционной
программы.
Уполномоченная компания
поддерживает связь с одной или несколькими компаниями - финансовыми
брокерами, которые выполняют поиск и первичный отбор проектов в
регионах с положительной инвестиционной привлекательностью. В обязанности уполномоченной компании входит проверка состоятельности
инвестиционных проектов, "отфильтрованных" финансовыми брокерами, а
так же подготовка проектных документов в формате инвестора. Иногда
уполномоченная компания принимает на себя функции андеррайтинга
(принятия на себя страхового риска связанного с кредитованием
проекта).
Финансовый брокер, как и
уполномоченная компания, занимается отбором инвестиционных проектов,
однако в отличие от нее действует по поручению соискателей
инвестиций.
Соискатель
инвестиций готовит техническую документацию и бизнес план проекта,
привлекая для этого своих штатных специалистов или
специализированные компании. Пакет документов проекта соискатель
передает финансовому брокеру, который при положительной оценке
документов проекта соглашается представлять интересы соискателя в
переговорах с инвестором.
После
прохождения процедуры и оплаты расходов с ней связанных, соискатель
проводит переговоры с инвестором, в результате которых стороны
подписывают кредитный договор.
Классическая
процедура принятия решения о финансировании проектов приведена в
статье "Порядок рассмотрения инвестиционных проектов финансовыми
структурами США" (Раздел "Пример процедуры").
Этапы подготовки проекта
Подготовку
проекта целесообразно разбить на этапы работы (Схема ниже),
выполняемые на разных этапах выделены и пронумерованы. На каждом
этапе будет проведен подробный анализ проекта с тем, что бы или
скорректировать его параметры или отказаться от выполнения. В
результате такой тактики соискатель уже при переходе на второй этап
подготовки проекта будет уверен в том, что инвестиции будут получены
и проект будет осуществлен.
1. Первый
этап - описание идеи проекта в формате, удобном для анализа
и принятия решения о ее коммерческой состоятельности. Разработка
документов:
- Концепция
проекта - документ, в котором изложены суть и технико-экономическое
обоснование проекта. В отличие от бизнес плана, концепция не
содержит подробных расчетов, а базируется в основном на экспертных
оценках. В концепции приводятся исследования предпосылок развития
выбранного бизнеса в мире, стране и регионе; дается описание
технологии производства, приводятся данные о сырьевой базе, дается
оценка технико-экономических параметров проекта.
- Резюме
компании - инициатора, содержит историю развития компании, данные о
ее кадровом составе, данные бухгалтерского баланса за три последних
года.
- Обеспечение,
содержат перечень активов компании - инициатора и их оценку,
основанную на рыночной стоимости аналогов. Здесь же указывается доля
собственных средств компании - инициатора, которые будут вложены в
проект.
2. Второй
этап - контроль соответствия проекта условиям инвестиционной
программы.
Требования
инвестора в основном предъявляются к технико-экономическим
характеристикам проекта, к компании - инициатору проекта, к залоговому обеспечению
кредита или доле собственных средств, вложенных в проект его
инициатором.
На втором этапе
разрабатывается документ Инвестиционное предложение.
3. Третий
этап - предварительный анализ состоятельности проекта в
целом, согласование проекта со специалистами инвестора. На третьем
этапе разрабатывается документ Бизнес план,
где приводится подробное описание и технико-экономическое
обоснование проекта с учетом результатов анализа предыдущих этапов.
К моменту начала бизнес планирования все параметры проекта будут
согласованы с инвестором.
4.
Четвертый этап - окончательный анализ проекта, подготовка
кредитного договора.
Цена вопроса, длительность процедуры
Теперь о цене
вопроса. Ниже приведена таблица, где указаны примерные затраты
соискателя на разных этапах подготовки проекта.
Этап |
Действия |
Исполнитель |
Документ |
Стоимость |
Срок оплаты |
1 |
Описание идеи проекта в формате, удобном для принятия
решения и ее коммерческой состоятельности |
Компания - инициатор проекта |
Концепция проекта,
Резюме компании,
Обеспечение инвестиций |
- |
|
2 |
Контроль соответствия проекта условиям инвестиционной программы |
Финансовый брокер |
Отчет |
3 тыс. $ |
По окончанию этапа (предоплата 50%) |
Разработка документа "Инвестиционное переложение" |
|
Инвестиционное предложение |
3 |
Предварительный анализ состоятельности проекта, согласование
проекта специалистами инвестора |
Уполномоченная компания инвестора |
Отчет |
7 тыс. $ |
Предоплата в начале этапа |
Разработка документа "Бизнес план" |
Финансовый брокер |
Бизнес план |
3 тыс. $ |
По окончанию этапа |
4 |
Окончательный анализ проекта, подготовка кредитного договора |
Инвестор |
Кредитный договор |
- |
|
Сумма
комиссионного вознаграждения Финансового брокера и Уполномоченной
компании инвестора составляет 3,5% от суммы, указанной в кредитном
договоре, уплачивается после получения первого кредитного транша.
Длительность
процедуры кредитования в разных программах составляет 3 - 7 месяцев.
Большая часть этого времени приходится на проверку банком
представленных данных.
Вверх
ООО "Технопромэк" 603016 г.
Н.Новгород, ул. Героя Смирнова 2; ОГРН 1065256041168
т./ф. +7 831 294 45 66; моб. +7 951 917 43 68; E-mail fregat51@ya.ru